Украинские авиаперевозчики и Министерство инфраструктуры договариваются о взаимном снижении тарифов на рейсах внутри страны. Вчера вице-премьер Борис Колесников заявил, что если авиакомпании уменьшат свои тарифы, министерство снизит для них ставки аэронавигационного и наземного обслуживания. А в Антимонопольном комитете уточняют, что перевозчики должны сократить расценки примерно на 15-20% во избежание немалых штрафных санкций.

В Мининфраструктуры готовы уменьшить тарифы на обслуживание авиакомпаний в аэропортах и воздушном пространстве в обмен на снижение перевозчиками цен на авиарейсы внутри Украины, заявил вчера Колесников. По его словам, такая схема уже прорабатывается, а снижение цен и тарифов ожидается не ранее следующей летней навигации (начнется 27 марта 2012 года).

Заявлению предшествовала состоявшаяся на прошлой неделе встреча представителей Антимонопольного комитета и авиакомпаний «АэроСвит», «Днеправиа» и «Международные авиалинии Украины» (МАУ), а также Госавиаслужбы, аэропорта «Борисполь» и госпредприятия обслуживания воздушного движения «Украэрорух». Участники совещания договорились представить в комитет предложения по усовершенствованию тарифообразования на авиаперевозки, а АМКУ пообещал не штрафовать авиакомпании, если они снизят цены на перелеты внутри страны. Так, «Днеправиа» может получить штраф в размере около 120 млн. грн. за злоупотребление монопольным положением, говорили в комитете.

По предварительным подсчетам АМКУ, авиакомпании должны снизить тарифы на внутриукраинские перевозки на 15-20%. «Сейчас, помимо «Днеправиа», у нас возбуждены дела в отношении других авиакомпаний, которые завышают цены», — сказал первый заместитель главы комитета Рафаэль Кузьмин.

В авиакомпаниях говорят, что готовы пойти навстречу министерству. «Если будут сокращены расходы на внутренние рейсы, это приведет к снижению тарифов. Все будет зависеть от того, насколько и какие расходы будут снижены и в какие сроки»,- заявил президент МАУ Юрий Мирошников. Но уменьшения ставок аэронавигации и аэропортовых сборов недостаточно для существенного снижения цен.

«Мы также рекомендуем министерству ввести нулевую ставку НДС на внутреннем рынке или значительно ее снизить — она повышает стоимость внутренних перевозок по сравнению с международными почти на 20%»,- отметил помощник гендиректора «АэроСвита» по связям с общественностью Сергей Куцый. По словам гендиректора авиакомпании «Windrose» Владимира Каменчука, основную долю — более 50% — в себестоимости перевозок составляет топливо. Доля отчислений аэропорту — еще около 15%, «Украэроруху» — 5-6%. «Даже если снизить эти ставки на 20%, билеты могут подешеветь максимум на 5%»,- говорит Каменчук.

Стоимость билетов на внутренних рейсах действительно высока. Самым дорогим направлением является Киев-Ивано-Франковск — билеты «АэроСвита» в оба конца стоят $197-284. Стоимость билетов на рейс Киев-Донецк — $139-175 у «АэроСвита» и $150-174 у МАУ; на рейс Киев-Львов — $173-224 у «АэроСвита» и $112-160 у МАУ. Гораздо дешевле билеты в Одессу — $54,8 у «АэроСвита» и $100,6 у МАУ.

Дело в том, что внутриукраинские рейсы являются очень дорогими для самих авиакомпаний из-за цен на топливо и налогов, считает Каменчук: «На них нет постоянных пассажиров, они хуже загружаются. Кроме того, платежеспособность населения не позволяет этим рейсам быть рентабельными». Эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава считает, что для снижения тарифов на внутриукраинские перелеты необходимо развивать конкуренцию: «Административные шаги не дадут желаемого результата. Максимум, к чему может привести снижение тарифов министерством,- это к каким-либо акционным ценам на билеты».